- Илья Муромец. Святой богатырь
- Рязанский княжич
- 11. Михайло Потык. Верный муж
- Добрыня Никитич. Богатырь со связями
- Алеша Попович. Младшенький
- Бова Королевич. Лубочный богатырь
- Святогор. Мегабогатырь
- Дюк Степанович. Богатырь-мажор
- Микула Селянинович. Богатырь-пахарьМикула Сельянинович — герой земледелия. Он встречается в двух былинах: о Святогоре и о Волге Святославиче. Микула — первый представитель земледельческой жизни, сильный пахарь-крестьянин. Он сильный и выносливый, но любит дом. Он вкладывает все свои силы в сельское хозяйство и семью.
- Вольга Святославович. Богатырь маг
- Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь
- Дунай Иванович. Трагический богатырь
- Михайло Потык. Верный муж
- 13. Василий Буслаев. Рьяный богатырь
- Хотен Блудович. Богатырь-жених
- 10. Дунай Иванович. Трагический богатырь
- 14. Аника воин. Богатырь на словах
- Василий Буслаев. Рьяный богатырь
- 12. Хотен Блудович. Богатырь-жених
- Никита Кожемяка. Змееборец
Илья Муромец. Святой богатырь
Илья Муромец канонизирован Русской Православной Церковью, это главный русский герой. Илья Муромец — главный герой не только русских былин, но и, например, германских былин 13 века. В них его еще зовут Илья, он тоже герой, жаждущий родины. Илья Муромец встречается и в скандинавских сагах, в которых он не кто иной, как кровный брат князя Владимира.
Рязанский княжич
Согласно эпосу, Добрыня родилась в Рязани в то время, когда Рязань имела репутацию села. Многие исследователи считают, что этот герой был княжеским родом. Его отец Никита Романович был «князем без многого», он умер в возрасте 60 лет, оставив после себя молодую жену и ребенка. Мать Амельфа Тимофеевна дала Добрыне хорошее образование. В науках он шел быстрее сверстников, в 12 лет (в некоторых вариантах — 15) овладел боевой мудростью. Владимир Пропп писал:
«Он прекрасный певец и играет на арфе. Играйте в шахматы так, чтобы уверенно обыграть непобедимого ценителя этой игры татарского хана. В лице Добрыни люди воплотили те качества, которые собирательно обозначили словом «вежество». Понятие «знание» также включает знание внешних форм вежливости и культуры в том, как люди относятся друг к другу. Добрыня всегда знает, как пройти в палату, как закрыть за собой дверь, он знает, как и кого нужно приветствовать, кому нужно поклониться «в лицо». Он умеет держать себя за столом; Добрыня владеет искусством не только писать, но и грамотно говорить и разговаривать».
Люди, создавшие такого героя, четко понимали себя как высокообразованный народ. Киевская Русь пережила расцвет культуры в XI-XII веках; в Новгороде в XI-XIV вв почти все население, включая женщин, было грамотным. В то время в Западной Европе даже не все монархи могли похвастаться умением писать и читать.
Если считать дату рождения героя датой основания Рязани, то она перенесет нас в XI век: в летописи Старая Рязань впервые упоминается под 1096 годом, но историки считают, что поселение возникло на 30-35 лет раньше тот. Но в рассказе была и настоящая Добрыня.
Он жил в 10 веке и приходился дядей князю Владимиру I Святославичу. Воевода Добрыня сопровождал своего племянника, когда тот ушел княжить в Новгород в 970 году. В 978 году Владимир организовал убийство своего старшего брата Ярополка и взошел на киевский престол, и, по мнению историков, Добрыня стояла за этим актом. Он также убедил Владимира жениться на невесте Ярополка, полоцкой княжне Рогнеде. Этим же сватом эпоса «Князь Владимир Красное Солнышко» был герой Добрыня. Эпическая Добрыня победила Змея с помощью «шапки греческой земли» — византийского монастырского головного убора. Этнограф Всеволод Миллер усмотрел в этом параллель с крещением Руси: настоящий правитель Добрыня участвовал в насильственном крещении Новгорода.
В 13 веке в Норвегии была записана сага Берна о Тидреке, а в южной Германии появилась героическая поэма Ортнид. В этих памятниках германской эпопеи упоминается русский князь, военачальник Илиас Кениг фон Риузен — Илиас, русский король. Вероятно, именно так, по мнению европейцев, слились в одно целое фигуры двух героев — Добрыни Никитича и Ильи Муромца.
11. Михайло Потык. Верный муж
Фольклористы расходятся во мнениях, с кем соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа можно найти в болгарском героическом эпосе, западноевропейских сказках и даже в монгольском эпосе «Гэсэр».
Согласно одному из эпосов, Поток со своей женой Авдотей Белый лебедь клянется, что кто из них умрет первым, второй будет заживо похоронен рядом с ним в могиле. Когда Авдотья умирает, Поток похоронен рядом с ним в полном вооружении и верхом на коне, сражаясь с драконом и своей кровью оживляя свою жену. Когда он сам умирает, Авдотью хоронят вместе с ним.
Добрыня Никитич. Богатырь со связями
Добрыня Никитич часто ассоциируется с Добрыненской летописью, дядей князя Владимира (по другой версии, племянником). В его имени воплощена суть «героической доброты». Добрыня имеет прозвище «юноша», с большой физической силой «мухи не обидит», защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня — еще и «артист в душе: мастер пения и игры на арфе».
Алеша Попович. Младшенький
Герои «самый младший из самых молодых», а потому и набор его качеств не так уж и «сверхчеловек». Пороку не чужды: хитрость, эгоизм, жадность. То есть, с одной стороны, он отличается отвагой, а с другой — гордым, высокомерным, бранным, задорным и грубым.
Бова Королевич. Лубочный богатырь
Бова Королевич долгое время был самым популярным героем в народе. Любочные сказки о «великом герое» публиковались сотнями изданий с 18 по 20 века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствуя сюжет и имена героев сказок о битве при Королевиче, которые ему читала няня. Кроме того, он даже сделал наброски стихотворения «Бова», но смерть помешает ему выполнить задание. Прототипом этого рыцаря стал французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы Chronicle Royals of France, написанной в 14 веке. В этом отношении Бова — совершенно уникальный герой: заезжий мужчина.
Святогор. Мегабогатырь
Мегабогатырь. Но герой «старого мира». Гигант, старший герой размером с гору, которую не держит даже земля, бездействует на горе. В эпических стихах рассказывается о его встрече с земной жаждой и о смерти в волшебной гробнице. Многие черты библейского героя Самсона перенесены в Святогор. Его древнее происхождение трудно определить. В народных легендах герой-ветеран передает свою силу Илье Муромцу, герою христианской эпохи.
Дюк Степанович. Богатырь-мажор
Князь Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается земля Галицко-Волынская, и устраивает в Киеве хвастовский марафон, проходит испытания князя и продолжает хвастаться. В результате Владимир обнаруживает, что герцог действительно очень богат, и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если вы продадите Киев и Чернигов и купите бумагу для инвентаризации состояния Дюкова, то бумаги не хватит».
Микула Селянинович. Богатырь-пахарьМикула Сельянинович — герой земледелия. Он встречается в двух былинах: о Святогоре и о Волге Святославиче. Микула — первый представитель земледельческой жизни, сильный пахарь-крестьянин. Он сильный и выносливый, но любит дом. Он вкладывает все свои силы в сельское хозяйство и семью.
Вольга Святославович. Богатырь маг
Сторонники «исторической школы» в изучении эпоса считают, что прототипом волжского эпоса был князь Всеслав Полоцкий. Волга также была связана с вещим Олегом и его поездкой в Индию — с походом Олега на Константинополь. Волга — непростой герой, обладает способностью менять форму, понимает язык зверей и птиц.
Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь
По словам Всеволода Миллера, прототипом героя был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год. В киевском циклическом эпосе Сухман идет добывать белого лебедя для князя Владимира, но по пути вступает в бой с татарской ордой, строительство калиновых мостов через р. Непру. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листьями. Вернувшись в Киев без белого лебедя, он рассказывает князю о битве, но князь ему не верит и заключает Сухмана в тюрьму в ожидании разъяснений. Добрыня едет в Непру и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, сдирает листья и истекает кровью. Река Сухман начинается своей кровью.
Дунай Иванович. Трагический богатырь
Согласно эпическим поэмам о Дунае, именно из крови героя началась одноименная река. Дунай — трагический герой. Он проигрывает жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее, пытаясь поправиться, обнаруживает, что Настасья беременна, и натыкается на саблю.
Михайло Потык. Верный муж
Фольклористы расходятся во мнениях, с кем соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа лежат в болгарском героическом эпосе, западноевропейских сказках и даже монгольском эпосе «Гэсэр». Согласно одному из эпосов, Поток со своей женой Авдотей Белый лебедь клянется, что кто из них умрет первым, второй будет заживо похоронен рядом с ним в могиле. Когда Авдотья умирает, Поток похоронен поблизости в полном доспехах и верхом на коне, сражается с драконом и своей кровью воскрешает свою жену. Когда он сам умирает, Авдотью хоронят вместе с ним.
13. Василий Буслаев. Рьяный богатырь
Самый смелый герой новгородского эпического цикла. Его буйный нрав ведет к конфликту в новгородцах и отчаянно бурлит, он делает ставку на то, что победит всех новгородских крестьян на Волховском мосту и почти сдержит свое обещание — пока мать не остановит его.
В другом эпосе он уже созрел, он идет в Иерусалим, чтобы искупить грехи. Но Буслаев неисправим: берет старика обратно и нелепо умирает, доказывая свою молодость.
Хотен Блудович. Богатырь-жених
Герой Хотен Блудович по причинам брака с завидной невестой Ти Страж сначала бьет своих девяти братьев, затем целую армию, нанятую будущей свекровью. В результате герой получает богатое приданое и предстает в эпосе героем, «хорошо женившимся».
10. Дунай Иванович. Трагический богатырь
Согласно эпическим поэмам о Дунае, именно из крови героя началась одноименная река. Дунай — трагический герой. Он проигрывает жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее, пытаясь поправиться, обнаруживает, что Настасья беременна, и натыкается на саблю.
14. Аника воин. Богатырь на словах
Даже сегодня Аника — воин, который определяется как человек, который любит хвастаться своей силой вдали от опасностей. Необычное для русского эпического героя имя героя, скорее всего, взято из византийской легенды о богатыре Дигенисе, упоминаемом там под постоянным эпитетом аникитос.
Воительница Аника в стихах хвастается силой и оскорбляет слабых, сама смерть стыдится этого, Аника бросает ей вызов и умирает.
Василий Буслаев. Рьяный богатырь
Самый смелый герой новгородского эпического цикла. Его буйный нрав ведет к конфликту в новгородцах и отчаянно бурлит, он делает ставку на то, что победит всех новгородских крестьян на Волховском мосту и почти сдержит свое обещание — пока мать не остановит его. В другом эпосе он уже созрел, он идет в Иерусалим, чтобы искупить грехи. Но Буслаев неисправим: берет старика обратно и нелепо умирает, доказывая свою молодость.
12. Хотен Блудович. Богатырь-жених
Герой Хотен Блудович по причинам брака с завидной невестой Ти Страж сначала бьет своих девяти братьев, затем целую армию, нанятую будущей свекровью. В результате герой получает богатое приданое и предстает в эпосе героем, «хорошо женившимся».
Никита Кожемяка. Змееборец
Никита Кожемяка в русских сказках — один из главных героев змеиных бойцов. Прежде чем сразиться со Змеем, он разбивает 12 шкур, демонстрируя тем самым свою легендарную силу. Кожемяк не только побеждает Змея, но и запрягает его на плуг и вспахивает землю от Киева до Черного моря.Оборонительные валы под Киевом получили свое название (Змиевы) именно благодаря подвигам Никиты Кожемяки.