Ростовский Попович
Алеша Попович изображался самым молодым из героев. В эпосе говорилось, что он был сыном священника из собора Ростова (ныне город в Ярославской области). Отец Алёши в нескольких текстах называл двух ростовских святых: святого Леонтия, мощи которого находятся в Успенском соборе Ростова, или Феодора, первого епископа Ростова.
Несмотря на религиозное воспитание, Алеша рос шутником и шутником, а ее отвага всегда граничила с наглостью. В некоторых эпических поэмах он изображался как «женский дрозд», а в более поздних текстах он стал полностью отрицательным персонажем. Например, иногда рассказывали, как Алеша солгала о смерти Добрыни и пыталась обманом заставить его жениться на его жене Настасье. Добрыня вовремя узнала об этом и в последний момент сумела помешать свадьбе. В 20 веке исследования показали, что изначально Алеша не противопоставлялся другим героям, а был воплощением истинно национальных качеств: азарта, смекалки и юмора.
В эпосе «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» герой увидел на княжеской стороне врага — Тугарина. Князь Владимир Красный Солнышко встретил его как дорогого гостя, а княгиня Евпраксия на глазах у мужа явила Тугарину явные знаки внимания. Алеша стала высмеивать такое поведение, прося драки, и хитростью победила Тугарина. В различных версиях описывается, как Попович притворился, что его прижали к уху, чтобы Тугарин подошел, или обманом заставил врага уйти, или ударил, прячась за гривой коня. Алеша в шутку поднесла князю голову Тугарина в качестве тарелки:
Ах ты, Владимир столокиевский!
Если у тебя нет пивного чайника, —
Да, вот буйные головы Тугаринова;
У ча дака не будет больших тарелок пива, —
Дак, эти Тугариновы чистые отси;
Не будет большой посуды, —
Дак, эти Тугариновы больше нас.
Считается, что образ богатыря Алеши восходит к настоящему ростовскому воину Александру Поповичу, погибшему в 1223 году в битве с монголо-татарами на реке Калке. Академик Дмитрий Лихачев отнес первое упоминание об Александре Поповиче в летописях к 1423 году, то есть через 200 лет после якобы гибели героя. Лихачев установил, что в эпос из летописи вошел не герой, а, наоборот, летопись зафиксировала характер эпоса как историческую личность. Это был сознательный шаг летописцев в эпоху образования централизованного русского государства.
Фольклорист Владимир Пропп считал, что образ Алеши Поповича мог возникнуть сразу после крещения Руси, потому что в то время духовенство еще не воспринималось как привилегированный класс, далекий от простых людей. В более позднем возрасте сын священника не мог стать в глазах народа смельчаком-смельчаком, который издевался над власть имущими, даже вспоминая в шутках своего отца-священника.
Имя соперника Алеши, Тугарина Змеевича, косвенно указывает на тот же период — XI век. В то время половецкий хан Тугаркан воевал с Русью, а его дочь стала женой киевского князя Святополка Изяславича. В XI-XII веках князья часто заключали с половцами договоры и противопоставляли им другие русские княжества. Народ осудил дружбу с врагом ради братоубийственных войн, и Алёша положила конец этой «дружбе», убив Тугарина.
Нож
Боевым ножом считается любой нож длиной более 20 см. Нож метали во врага, и славянские воины отличились в этом деле большой меткостью.
Еще до XIX века в отдаленных северных деревнях существовал довольно суровый обычай. Деревенские мальчишки, вооруженные ножами, ночью собрались в хижине, где выключили свет и закололи «всех против всех», и избили их в полную силу. Удивительно, но никто не пострадал, кроме мелких порезов и ссадин. Ученые в этом уловили отголосок древней дисциплины обучения юных воинов: герой должен не только видеть, но и чувствовать наносимый ему удар, уметь парировать его без помощи глаз и правильно контратаковать.
4. Боевой топор
Его воины забирали пешком, используя топор при установке механических устройств и военных заграждений, расчищая путь в лес. Мастерски владея им, они могли сломать кольчугу и расколоть щит, даже не заметив. Русский топор отличается от других отверстием в лезвии. Ученые долго не могли понять, зачем они это сделали, даже думали, что это делает оружие более удобным в использовании. Но оказалось, что на переноску был прикреплен кожаный чехол, а за ним на стене или седле висел топор.
Копьё
В летописях почти как синоним битвы мы находим выражение «сломать копье». Подумайте о силе ударов русских богатырей, разбивавших о противников древки копий толщиной 3 см и длиной около 2 метров.
Дерево делали из березы, дуба, ясеня, клена, часто обвязывали металлом, чтобы противник не срезал его. Сверху вставлялся наконечник с гильзой (куда вставлялся вал). Кончики достигали длины полуметра. Были случаи использования на палке целых «мечей», которыми можно было не только колоть, но и хорошо резать.
Конные герои использовали копья, но не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Баран на Руси появился только в XII веке из-за более тяжелой брони. До 12 века рыцари били копьем сверху вниз, взмахнув рукой. В первую очередь такое копье отличалось длиной: 3-4 м и одним наконечником. Удлиненное четырехгранное острие получило распространение с 10 века.
Это не столько смертоносное оружие, сколько деморализующее: ранить, калечить, оглушать. Ошибается всякий, кто считает, что древние войны характеризовались огромным количеством жертв. Главной задачей было не уничтожить врага без исключения, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, обратить людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. По данным новостных источников, погибших было немного, а ранено более трех четвертей армии. Армия их «била», не рвала, не резала, а разбивала.
Лучшая дубинка изготавливается из дуба, вяза и березы. Также существовала практика забивания гвоздей в такие булавы, что еще больше увеличивало сжимающую способность клюшки. Булава — это грушевидное остроконечное оружие, которое мы привыкли видеть в руках героев. Булава имеет слегка кубическую форму, что отражено в ее названии: «шишка», «набалдашник».
Многие артисты предоставляют своим эпическим героям огромные цельнометаллические «стопудовые» клубы. Действительно, клюшка весила всего 200-300 грамм — этого хватило для хорошего успеха.
Сабля
Ключевое различие между мечом и саблей в том, что меч — это холодное оружие, а сабля — холодное оружие.
Славяне начали использовать саблю на соседних территориях с кочевниками, так как им приходилось противостоять лёгким рыцарям, и это было очень удобно для воинов на лошадях. Считается, что славяне, переняв саблю у жителей степи, еще больше распространили ее на Западную Европу.
Рязанский княжич
Согласно эпосу, Добрыня родилась в Рязани в то время, когда Рязань имела репутацию села. Многие исследователи считают, что этот герой был княжеским родом. Его отец Никита Романович был «князем без многого», он умер в возрасте 60 лет, оставив после себя молодую жену и ребенка. Мать Амельфа Тимофеевна дала Добрыне хорошее образование. В науках он шел быстрее сверстников, в 12 лет (в некоторых вариантах — 15) овладел боевой мудростью. Владимир Пропп писал:
«Он прекрасный певец и играет на арфе. Играйте в шахматы так, чтобы уверенно обыграть непобедимого ценителя этой игры татарского хана. В лице Добрыни люди воплотили те качества, которые собирательно обозначили словом «вежество». Понятие «знание» также включает знание внешних форм вежливости и культуры в том, как люди относятся друг к другу. Добрыня всегда знает, как пройти в палату, как закрыть за собой дверь, он знает, как и кого нужно приветствовать, кому нужно поклониться «в лицо». Он умеет держать себя за столом; Добрыня владеет искусством не только писать, но и грамотно говорить и разговаривать».
Люди, создавшие такого героя, четко понимали себя как высокообразованный народ. Киевская Русь пережила расцвет культуры в XI-XII веках; в Новгороде в XI-XIV вв почти все население, включая женщин, было грамотным. В то время в Западной Европе даже не все монархи могли похвастаться умением писать и читать.
Если считать дату рождения героя датой основания Рязани, то она перенесет нас в XI век: в летописи Старая Рязань впервые упоминается под 1096 годом, но историки считают, что поселение возникло на 30-35 лет раньше тот. Но в рассказе была и настоящая Добрыня.
Он жил в 10 веке и приходился дядей князю Владимиру I Святославичу. Воевода Добрыня сопровождал своего племянника, когда тот ушел княжить в Новгород в 970 году. В 978 году Владимир организовал убийство своего старшего брата Ярополка и взошел на киевский престол, и, по мнению историков, Добрыня стояла за этим актом. Он также убедил Владимира жениться на невесте Ярополка, полоцкой княжне Рогнеде. Этим же сватом эпоса «Князь Владимир Красное Солнышко» был герой Добрыня. Эпическая Добрыня победила Змея с помощью «шапки греческой земли» — византийского монастырского головного убора. Этнограф Всеволод Миллер усмотрел в этом параллель с крещением Руси: настоящий правитель Добрыня участвовал в насильственном крещении Новгорода.
В 13 веке в Норвегии была записана сага Берна о Тидреке, а в южной Германии появилась героическая поэма Ортнид. В этих памятниках германской эпопеи упоминается русский князь, военачальник Илиас Кениг фон Риузен — Илиас, русский король. Вероятно, именно так, по мнению европейцев, слились в одно целое фигуры двух героев — Добрыни Никитича и Ильи Муромца.
6. Дубина
Это смертоносное оружие можно было искалечить, ранить, оглушить. Это было хорошо тем, что позволяло сломить сопротивление врага, не уничтожив его полностью. Лучшие дубинки делали из березы, дуба, вяза, иногда с молотковыми гвоздями, чтобы оружие было более мощным. Было несколько разновидностей дубинок: дубинка (грушевидная с шипами) и дубинка (кубическая).